Технология экологического воспитания

Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным

богатством яв­лений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь,  в при­роде, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязня­ются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие по­чвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружаю­щему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

 Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творе­ние природы — жизнь на земле.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как  приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры сле­дует с дошкольного возраста, когда закладываются основные спосо­бы познания окружающей действительности, развивается ценност­ное отношение к ней.

 Воспитание у детей с раннего детства ответственности  за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об осо­бенностях взаимоотношений в этом мире?

 В теоретических основах экологического воспитания дошкольни­ков представленных в различных психолого-педагогических исследо­ваниях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на нееобходимость максимально использовать дан­ный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как сово­купность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологи­ческой воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Дошкольный  возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрас­те ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развива­ется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, фор­мируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому по­является возможность формирования экологических знаний у де­тей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопе­реживания к ней, активности в решении некоторых экологиче­ских проблем.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении

           Цель технологии:

         Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения  и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство

  Основные задачи:

  1. Создать в детском саду благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.

2.Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

  1. Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.  

   Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями при­роды и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся ви­ден, красоту в любых естественных проявлениях здорового живо­го организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, за­печатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее свои­ми руками через разные формы изодеятельности.

В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.

Уровень экологи­ческой культуры педагогов, обеспечивает эко­логическую воспитанность дошкольников, требует воспитателя вдумчивого подхода. Учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в вос­питании детей.

Особое значение  приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени.

Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально со­зданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного педагогического     воздействия  сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые состав­ляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Создание эколого-развивающей среды в ДОУ —  одно из условий эколо­гического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов сре­да позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и расте­ниями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у де­тей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость

Эколого-развивающая среда ДОУ включает  организацию  уголка природы  в группах с подбором комнатных растений и животных с учетом программных требований;  лабораторно — исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой; мини-музей природы  родного края, где представлены экспонаты природного материала (коллекции камней, гербарии, поделки из дерева, лозы, соломы и др.), подобран видео — аудио материал, диафильмы о природе).

 В библиотеке  представлена и художественная детс­кая литература о природе. Это книжки А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, К. Ушинского,  М. Пришвина, И. Соколова-Мики-това, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, К. Па­устовского, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др.

Огород, сад, цветник используется для наблюдения и ухода за растениями,  знакомства с основными овощными куль­турами, их значением в нашем рационе, лекарственными растениями.

Уголок нетронутой природы (на маршрутах походов по окрест­ным местам).

 В группах организованы мини-огороды на окне, для выращи­вания овощных растений для животных —  обитателей уголка природы

В целях экологического образова­ния на территории детского сада создана  экологическая тропа, которая вы­полняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную фун­кции.

В состав видовых точек экологической тропы вклю­чены те объекты, которые есть на территории детского сада: различные виды деревьев и кустарников, мхи, грибы, муравейник, микроландшафты луга и леса, цветущие растения, места регулярного скопления насекомых

На экологи­ческой тропе  проводятся комплексные занятия, игры, орга­низация практической и исследовательской деятельности, что способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отно­шения к природным объектам, правильному поведению в природе.

Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду проходит через постоянное непосредственное  «живое» общение с ней. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация разви­вающей природной среды, которая способствует ре­ализации всех компонентов содержания экологиче­ского образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Правильная органи­зация эколого-развивающей среды предполагает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений и животных, осознание необходимости их использо­вания в эколого-педагогическом процессе.     

Итог. 

Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, живот­ных, явлениях природы,  привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, работать педагогам в сис­теме и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образо­вании и воспитании дошкольников.

tekhnologiia